«Москва — столица нашей Родины». Каждый человек,
проживающий на территории, что осталась от некогда великого Советского Союза,
впитал эти слова с молоком матери, со словами своего первого учителя, с памятью
предков, защищавших этот город. Что ждёт столицу в ближайшей перспективе? Что
принесут ей современные нововведения? Что дадут эти нововведения стране?
После развала СССР и бегства союзных республик
территория России существенно уменьшилась. Количество жителей Москвы же, напротив,
резко возросло. Сюда стремились попасть все. Причины у каждого были свои, но
всех объединяло желание работать, чтобы хоть как-нибудь жить. В столицу гнал
голод и национальные конфликты. Люди бросали дома в деревнях и сёлах, где не было
работы, и уезжали на заработки в Москву. Легенды об удивительном ритме жизни и особенностях
самих жителей распространялись по стране и её окрестностям. Кто-то остался,
кто-то возвратился обратно, но количество столичных жителей за эти годы выросло
в геометрической прогрессии. За 20 лет сюда переехала значительная часть
бывшего СССР.
Когда и без того огромный мегаполис начал надуваться
как мыльный пузырь от переизбытка людей, точечной застройки, транспортного
коллапса, российское правительство, вместо того чтобы заниматься комплексным
развитием территорий России, приняло «соломоново решение»: сделать Москву больше
и приютить всех тех, кому не хватило места в нынешней Москве. Ведь столица не
резиновая, и на старой территории города вся Россия не поместится.
Сама идея, конечно, не лишена здравого смысла. Если она
будет правильно воплощена в жизнь, то Москва избавится от многих проблем,
присущих крупному мегаполису: сократится число гигантских пробок, будет
сохранён исторический облик города, центр столицы может превратиться в
туристическую Мекку, главный вопрос, «испортивший москвичей», наконец-то будет
решён.
Предпосылки, приведшие власти к принятию этого решения,
велики. Однако существует и ряд проблем, который заставляет усомниться в
удачном будущем проекта.
Изначально российское правительство предложило сделать
Москву больше на 144 тысячи га, а затем увеличило эту цифру до 160 тысяч га,
что практически в 2,5 раза больше площади старой Москвы. Однако, несмотря на
большие размеры, новоиспечённых москвичей будет меньше почти в 2 раза. Это связано
с тем, что в границы новой Москвы не вошли крупные города, такие, например, как
Подольск. Зато столичные власти планируют присоединить малозаселённые
территории на границе с Калужской областью. Стоимость жилья на новых
территориях резко возрастёт на 15-20% и подтянется к уровню цен в Бутово и
Солнцево, особенно если согласно планам будет развиваться и транспортная инфраструктура.
Столичное правительство заявляет, что главная задача расширения
границ Москвы — решить собственные проблемы, жилищную и транспортную. Этого
можно добиться путём переселения значительной части москвичей — переселенцев,
льготников, очередников — на территорию новой Москвы. В приоритете проекты по
размещению за МКАДом 2,5 миллионов москвичей и сокращению на 1 миллион числа
рабочих мест в Москве. За 20 лет на присоединяемых к Москве землях должны быть
построены 60 миллионов квадратных метров жилой и 45 миллионов офисной
недвижимости. Появятся международный финансовый центр, «Сколково» и здания для
переезжающих из центра Москвы министерств и ведомств. Но строительство
порождает проблему: все знают, кем и как у нас возводятся масштабные объекты.
Увеличение территории города лишь усугубит и без того болезненный миграционный
вопрос. Новые земли, как магнит, будут притягивать к себе рабочую силу из депрессивных
регионов и «дружественных» республик.
Что будет происходить с Московской областью? Тридцать
два миллиарда рублей налоговых поступлений она потеряла из-за того, что её
кусок объявили столицей. Чтобы хоть как-то возместить потерю, Москва будет
выплачивать области по три миллиарда в год на протяжении трёх лет, но тут даже тем,
кто едва научился считать, понятно, что компенсация абсолютно неравноценная.
Следующий вопрос, который остаётся неясным — это судьба
центра Москвы. Сейчас в нём практически не осталось жилых зданий. Если
госучреждения переедут на новые территории, то с большой долей вероятности
следом за ними потянется и бизнес. Что станет с огромными арендованными площадями,
административными зданиями в центре Москвы, кто их займёт — пока непонятно.
Уедут все, или на освободившиеся площади приедут новые и их станет в два раза больше?
Чем одно лучше другого? Если мы предполагаем увеличение торговых и музейных площадей,
то потоки посетителей, которые должны обеспечивать стоимость аренды, в свою очередь
усугубят транспортную проблему города. Париж — тому яркое подтверждение.
Ещё одна проблема — неизбежный взлёт цен на участки,
которые находятся рядом с будущими правительственными зданиями. Как только
точно станет известно месторасположение ключевых объектов, земли рядом с ними
станут объектами для спекуляции. Всем известно как проходило отчуждение земель
под олимпийское строительство в окрестностях Сочи. А вот корпорации и банки,
владеющие крупными территориями, от расширения только лишь выиграют. По закону
им должна выплачиваться компенсация в соответствии с рыночными ценами или
предоставляться аналогичные объекты недвижимости в другом месте. Кстати, по
некоторым данным именно они и были основными лоббистами этого противоречивого проекта.
Сегодня мы на пороге больших перемен, способных либо
возвеличить «столицу нашей Родины», либо уничтожить её. Меньше всего хотелось
бы выступать в роли Кассандры и предрекать Москве участь города одной из стран
третьего мира с огромным населением, загубленной экологией и транспортными
проблемами, ушедшими за точку невозврата.
Людвиг ЛАДУТЬКО
Плотность населения в Москве превышает 11 тысяч человек
на квадратный километр. В Берлине, Париже, Лондоне и Нью-Йорке этот показатель
наполовину ниже. Обеспеченность жильём жителей города Москвы — одна из самых
низких среди регионов России (19 кв. м/чел.), тогда как в среднем по стране.
Источник: «За Русский народ» -
Общественно-политический журнал ЛДПР N2 (57) / 2012