Реформирование и информатизация медицинских учреждений столицы в настоящее время сопровождается созданием и развитием государственной Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС) г. Москвы. По замыслу ее разработчика, Департамента информационных технологий города Москвы, одна из задач проекта — преобразование бумажных форм медицинских документов в электронный формат.

Уже сегодня в 374 поликлиниках города рецепты оформляются в электронном виде. Завершается тестирование электронной медицинской карты. Решается вопрос внесения изменений в нормативно-правовую базу для сервиса электронных больничных листов. О том, как такие проекты внедряются в московских поликлиниках, с какими трудностями сталкиваются организаторы и насколько сама отрасль готова к информатизации, корреспонденту PC Week/RE Ольге Звонаревой рассказал заместитель руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Владимир Макаров.

PC Week: Как вы оцениваете уровень автоматизации столичного здравоохранения?

Владимир Макаров: Отрасль находится в непростом положении. Многие вещи хотелось бы делать быстрее — финансовые ресурсы на это есть. Но быстрая автоматизация с медиками не получается, потому что помимо освоения информационных технологий у них есть еще масса другой работы. Поэтому динамика внедрения ИТ в медучреждениях, к сожалению, сдерживается целым рядом объективных обстоятельств. Наша задача — избавить медработников от бумажной рутины и дополнительной трудоемкости, связанной с учетом данных медицинских документов. Всё, от талонов амбулаторного посещения до оформления направлений, справок, рецептов, отнимает огромное количество времени. К примеру, рецепт — бланк строгой отчетности, который сначала надо купить, доставить и распределить, обеспечив его хранение, учет и раздачу. Во время приема пациента на оформление рецепта у врача уходит не менее трёх с половиной минут. Потом пациент несет его в аптечный пункт отпуска лекарственных препаратов, где специалист вводит все данные этого документа в ИС фармацевтической компании, чтобы потом отчитаться перед городом — кому какие лекарства были выданы.

PC Week: Как устроен процесс выписки электронного рецепта в системе?

В. М.: Информация о данных пациента, врача и поликлиники формируется автоматически. Врач должен выбрать лекарственное средство, дозировку и нажать кнопку «сохранить». При этом он видит также назначения коллег, что важно во избежание противопоказаний при одновременном назначении выписанных препаратов. Также он видит данные по наличию лекарственных средств, которые пациент может тут же получить в аптечном пункте поликлиники. Нажимает кнопки «подписать», «сохранить» и «печать». Печать пока трудно отменить, хотя работаем и над этим. Далее врач подписывает распечатанный рецепт и отдает пациенту вместе со справкой о наличии выписанного препарата в прикрепленных аптечных пунктах.

Затем пациент приходит в аптечный киоск, представляет документ (это может быть страховой полис, социальная карта москвича или УЭК) и тем самым авторизует доступ сотрудника аптеки к выписанным рецептам. Фармацевт передает информацию об отпуске лекарственного препарата в нашу систему, получая при этом из ЕМИАС подробную информацию о рецепте в электронном виде, которую раньше он набивал руками.

Сегодня в электронном виде выписывается 78% льготных рецептов. К концу текущего года, думаю, этот показатель существенно улучшится.

PC Week: Сколько в таком случае экономится времени и ресурсов?

В. М.: Вместо трёх с половиной минут на выписку бумажного рецепта оформление электронного аналога занимает полминуты. Прямая экономия составляет 600 тыс. человеко-часов рабочего времени. А если в такую форму перевести еще три документа: талоны амбулаторного посещения (технически это уже сделано), больничные листы и направления на лабораторные исследования, то экономия может достичь 1,7 млн. человеко-часов в год. Поэтому в 2015 г. мы в первую очередь будем заниматься проектами, которые уменьшают нагрузку на врача.

PC Week: Значит, пока автоматизация касается льготных рецептов. А если рецепт нужен для покупки препарата в городской аптеке?

В. М.: Если взять всю выписку рецептов, которая сегодня существует, то лишь 10–15% от ее объёма составляет коммерческий сегмент. Поэтому данная тема не очень актуальна. Основная задача была — убрать льготные бумажные рецепты, оптимизировав эту часть работы врача, так как она отнимает основное время. Однако наша система позволяет выписывать и нельготные.

PC Week: Каким образом решен вопрос доступа городских поликлиник к системе ЕМИАС?

В. М.: Наш сервис доступен во всех московских поликлиниках за очень редкими исключениями — это Новая Москва и учреждения, которые находятся на капитальном ремонте. С 2011 г. наша политика сводится к тому, что мы не заставляем врачей работать в системе. И в этом мы видим залог успеха. Сегодня в системе работают 23 тыс. медицинских работников амбулаторно-поликлинических учреждений. В том или ином объеме.

PC Week: Что вы имеете в виду, говоря об объеме использования системы?

В. М.: Не все врачи используют сервисы ЕМИАС на 100%. Кроме того, есть работы, которые мы не собираемся переводить в электронный формат. В этом нет ни смысла, ни целесообразности, потому что связанные с этим издержки будут существенно превосходить ту пользу и отдачу, которую мы получим. К примеру, в электронную форму не будет переводиться выписка рецептов на дому, а также рецептов на наркотические лекарственные препараты.

PC Week: Исключает ли сегодня электронный рецепт свой бумажный аналог?

В. М.: Пока электронный формат продолжает дублироваться на бумаге, потому что в положениях законодательства об обращении лекарственных средств есть норма: рецепт — это письменное назначение лекарственного препарата. Слово «письменно» в законе мешает нам всё перевести в электронный вид полностью, исключив дублирование на бумаге.

PC Week: Как устроен интерфейс рабочего места врача?

В. М.: Интерфейс обеспечивает работу не с отдельными программами, а с единым информационным комплексом. Работа врача в нем представляет семь шагов. Нажав кнопку «начать прием», далее он идет по понятному маршруту. Вся инфраструктура системы предоставляет врачу необходимый инструментарий, сопряженный с реализацией его профессиональных функций.

PC Week: Если есть единый интерфейс, почему же до сих пор нет единого информационного пространства между поликлиниками и стационарами?

В. М.: Все, что касается справок, рецептов, больничных листов, по которым следуют выплаты Фонда обязательного медицинского страхования, сопряжено с довольно жестким регулированием, которое требует бумаг с печатями и подписями. Проблема имеет три аспекта: техническая возможность реализации, готовность отрасли и готовность нормативно-правовой базы. Техническую поддержку таких процессов мы, безусловно, можем обеспечить, с той лишь оговоркой, что со стационарами ЕМИАС еще не интегрирована. В свое время приоритет автоматизации амбулаторно-поликлинического звена был осознанным решением, и мы потратили много усилий на то, чтобы справиться с этой задачей и подготовиться к взаимодействию со стационарами. Для формирования единого пространства в сфере здравоохранения понадобится несколько лет. Отдельные элементы этого взаимодействия можно автоматизировать уже сегодня, но пока есть, во-первых, ограничения в законодательстве — здесь мы вышли с инициативами по внесению изменений в два закона, а во-вторых, неготовность медиков воспринять такое взаимодействие.

PC Week: Как будет реализовываться проект электронных медицинских карт? В чем возникают основные сложности?

В. М.: Планом предусмотрена автоматизация двух миллионов карт в нынешнем году — это пятая часть от их общего числа. Казалось бы, ничего сложного: как только к ЕМИАС подключается поликлиника, электронные сервисы автоматически становится в ней доступными. Но основная задача не в подключении, а в том, чтобы обучить каждого врача, показать ему, как работать в системе.

Конкурсы на внедрение электронной карты завершены, теперь начинаются работы. Будет определен перечень учреждений, в которые поэтапно пойдут внедренцы. Вероятно, реализовать возможность работы с электронными картами абсолютно во всех столичных поликлиниках в этом году не удастся, потому что исполнители проекта внедрения должны находиться в каждой из них столько, сколько потребуется для освоения врачами функционала.

PC Week: Как только амбулаторная карта будет заведена, сможет ли пациент открыть ее дома?

В. М.: Нет. Существуют определенные ограничения в соответствии с нормами действующего законодательства и требованиями регуляторов. То, что связано с медициной, является особо охраняемой информацией. Есть понятия врачебной тайны и персональных данных. Поэтому все, что называется ЕМИАС, реализуется в закрытом защищенном контуре без прямого выхода в Интернет. Другое дело, что будет абсурдом, если мы и дальше будем развивать систему в том же ключе. Тогда на ней можно сразу ставить крест. Поэтому в будущем мы предусматриваем возможность доступа пациента к своей карте. Для этого потребуется подать заявление через портал госуслуг с просьбой открыть доступ к своей карте через указанный интернет-сервис.

Теперь о том, как он будет получать этот доступ. Вы знаете, что запись к врачу сегодня работает не только через портал госуслуг, но и более чем через десяток интернет-сервисов. То есть при соблюдении определенных правил, которые обозначены в соглашении, мы готовы предоставить доступ к системе заинтересованным организациям для последующей реализации ими соответствующего сервиса. Точно так же мы хотим поступить и с электронной картой. Наша задача предоставить возможность, доступ, интерфейс взаимодействия открытому рынку. То же касается мобильных приложений.

PC Week: Это поможет человеку в случае, если он хочет открепиться от одной поликлиники и прикрепиться к другой?

В. М.: Такой сервис тоже будет предоставлен, но с определенными ограничениями, которые регулируются законодательством.

PC Week: А в другой поликлинике пациенту не придется заводить новую карту?

В. М.: Нет. ЕМИАС — это централизованные сервисы. Другое дело, что информационное пространство электронной карты не будет полным до тех пор, пока и частные медучреждения не начнут с ней работать в нашей системе. И это тоже одна из задач: подключить к нашему сервису все частные, ведомственные и федеральные учреждения, которых у нас очень много. Потому что в противном случае карта будет неполной. Конечно, этого не удастся реализовать на все 100%, но если мы добьемся хотя бы 80–85% наполняемости карты из разных мест, это будет очень хорошим показателем.

PC Week: А какую ЭП использует врач, подписывая электронный документ?

В. М.: Есть общий закон об электронной подписи, но при этом нет специальных норм, которые предусматривали бы ее в сфере здравоохранения. Каждый врач имеет карточку, которую он прежде всего использует для входа в систему на ПК. Это ключ врача, на котором в том числе записана его ЭП. И все свои действия в системе он подписывает ЭП уже сегодня. Но если мы говорим о юридической значимости его подписи, то это требует определенного правового регулирования — нужно вносить изменения в нормативно-правовую базу. Как минимум прописать, какая ЭП должна использоваться.

PC Week: Если есть простая ЭП, подтверждающая действия врача, зачем нужна история с юридической значимостью и усиленной подписью?

В. М.: Вы наверняка слышали, что карта пишется для прокурора. Поэтому пускай подпись будет любая, но та, которая в рамках действующего законодательства будет признана эквивалентом подписи на бумаге. К примеру, врачебная ошибка может привести к смерти пациента. Соответственно, собирается доказательная база. Мы должны будем распечатать все документы с реквизитами, связанными с подписью. Надеемся, что эти вопросы будут решены уже в нынешнем году. Во всех наших нормативно-правовых актах мы пока прописываем простую ЭП.

PC Week: Каковы перспективы преобразования больничного листа в электронный документ?

В. М.: Задача сводится к тому, чтобы убрать эту бумагу из кабинета врача. Это подразумевает разделение процесса оформления документа на две части: медицинское освидетельствование на предмет временной нетрудоспособности и выписка из больничного листа. Само медицинское освидетельствование — документ в составе амбулаторной карты, который подписывается врачом, он несет за это ответственность. В результате медицинского освидетельствования появляется больничный лист. Его оформление должно осуществляться другими лицами — в той же регистратуре поликлиники, где сотрудники будут использовать ЭП, к примеру, по доверенности. Далее всю информацию больничного листа мы готовы представить в электронной форме в ФОМС. Каким образом они будут работать с этой информацией — это уже выходит за скобки нашей компетенции.

PC Week: Это инициатива нынешнего года?

В. М.: Если добьемся согласия руководства на самом высоком уровне, а я думаю, что добьемся, то реализацию проекта больничных листов начнём в 2015-м.

PC Week: Подводя итог, обозначьте, пожалуйста, работы, которые будут проводиться в 2015 г.

В. М.: Для нас 2015-й — это год непростой работы по внедрению электронной карты. Планируем завершить внедрение электронных рецептов. Будем продолжать обучение врачей — 2 млн. медработников должны освоить пользовательский интерфейс системы в этом году. Также планируем подключение к ЕМИАС двух больших стационаров.

PC Week: Спасибо за беседу.