На сайтах по продаже готового бизнеса резко выросло число предложений. Мелкие предприниматели массово пытаются избавиться от своих кафе, парикмахерских, турфирм, но желающих купить бизнес немного, пишет РБК. По данным общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", в 2014 году число закрытых юрлиц в Москве превышало число открытых: 183 тысячи против 143,2 тысячи.
Данные о том, что предприниматели уходят из бизнеса, косвенно подтверждает и исследование сайта бесплатных объявлений Avito.ru. В Москве в минувшем году было подано в 14,5 раза больше объявлений о продажах бизнеса, чем в 2013-м, в Московской области - в 11,7 раза. Всплеск предложений о продаже собственного бизнеса пришелся на март 2014 года. Активнее всего через Avito продавали предприятия общепита, сферы услуг, торговли, а также интернет-магазины.
"Люди испугались и повышения курса доллара, и увеличения арендных ставок, и снижения покупательской активности", - объясняет массовую продажу бизнеса член президиума "Опоры России" Алексей Небольсин. От падения выручки, по его словам, больше всего пострадали туристический и ресторанный бизнес, торговля спортивными товарами. Увеличение выручки наблюдается только в стрит-ретейле и продуктовом ретейле в связи с повышением цен. Сами предприниматели в беседе с РБК не признавались, что бизнес прогорает. Среди причин продажи активов они чаще всего называли переезд, уход в новый проект, выход на пенсию, перевод денег в более консервативное направление.
По официальной статистике, в январе в столице закрылось около полусотни ресторанов. Статистика СМИ в разы больше - 900 закрытых заведений за последние два месяца. Эксперты-оптимисты считают, что к апрелю в Москве закроется каждый пятый ресторан. Пессимисты прогнозируют сокращение рынка общепита на 30% и даже 40%. Рестораторам приходится спасаться разработкой новых концепций. Мода на открытие пафосных и дорогих заведений канула в лету, бизнес делает выбор в пользу демократичных баров и кафе.
|