Специалисты Департамента загородной недвижимости ИНКОМ-Недвижимость продолжают изучать, как изменился рынок загородного жилья «новой Москвы» с момента присоединения к столице новых территорий. На этот раз эксперты компании проанализировали колебания покупательских настроений и показатели продаж за пятилетний период. Результаты не внушают оптимизма: число сделок за это время сократилось в четыре раза, а клиенты все чаще предпочитают более выгодные по цене направления. Даже среди тех, кто останавливает свой выбор на «новой Москве», свободные средства для совершения сделки есть лишь у 20% покупателей.
Спрос: клиенты «переходят» в МЖД и остаются в «экономе»
По данным Аналитического центра ИНКОМ-Недвижимость, с момента начала высокого сезона на «загородке» «новой Москвы» была заключена всего 261 сделка. Это в четыре раза меньше, чем за аналогичный период 2012 года, когда удалось реализовать 1053 загородных лота.
Почти половину покупок - 49% - составляют объекты малоэтажного строительства (МЖД). За пять лет их доля в продажах выросла на 12 п.п. 24% сделок приходится на участки без подряда (УБП), которым за отчетный период удалось нарастить свой вес на 3 п.п. За ними с большим отставанием следуют таунхаусы — 11% реализованного спроса, с 2012 года они потеряли в популярности 23 п.п. Эксперты компании объясняют такое падение тем, что покупательская аудитория таунхаусов сместилась в сторону более доступных по цене квартир в «малоэтажках». 9% сделок у коттеджей — против 5% в 2012-м, 7% — у дуплексов, на которые пять лет назад приходилось всего 3% покупок.
Если рассматривать показатели по классам, то в этом году 55% совершенных в «новой Москве» сделок относится к сегменту «эконом». Он остается неизменным лидером, хотя за отчетный период доля покупок в нем и снизилась на 7 п.п. При этом комфорт-класс почти не претерпел изменений: на него пришлось 20% заключенных договоров купли-продажи, пять лет назад таковых было 21%. Доля «бизнеса» сократилась на 2 п.п., до 11%, а высших ценовых сегментов — «премиума» и «де люкса» — напротив, суммарно возросла с 4% до 14%.
Миллионы за статус
«На приобретении загородной недвижимости в «новой Москве» останавливаются либо те, для кого престижность локации важнее стоимости дома — что подтверждается положительной динамикой продаж в элитном сегменте, либо те, кому необходима московская прописка, но на квартиру в самом городе не хватает, - эта аудитория, в свою очередь, обеспечивает рост покупок в «малоэтажке», — объясняет руководитель Аналитического центра ИНКОМ-Недвижимость Дмитрий Таганов. - В остальном я довольно скептически смотрю на развитие загородного сегмента в «новой Москве». Покупатели «загородки» все чаще выбирают направления, не «отягощенные» столичным статусом: например, Симферопольское, Каширское или Ленинградское шоссе, в зависимости от географических предпочтений. Их можно понять: средняя стоимость коттеджа на Симферопольском шоссе составляет 8,1 млн рублей, тогда как в «новой Москве» она достигает 70 млн рублей. Таунхаус на Каширке стоит порядка 5,4 млн рублей, а его средний ценник на присоединенных территориях — 16,4 млн рублей. Земельный участок на указанных направлениях обойдется в 1,4–1,7 млн рублей против 6,8 млн рублей в Новомосковском округе».
Типичный покупатель: молодой, амбициозный, с ипотекой и детьми
Не отрицая имеющихся сложностей, руководитель офиса «Сретенское» Департамента загородной недвижимости ИНКОМ-Недвижимость Антон Архипов приводит доводы в пользу приобретения жилья в «новой Москве»: «Несмотря на высокий уровень цен, эти территории пользуются большим спросом у тех покупателей, которые хотят жить за городом постоянно, но не желают платить за это своей мобильностью и поступаться городским комфортом. В«новой Москве» такое становится возможным благодаря развитой инфраструктуре округа и его отличной транспортной доступности. Наиболее частые клиенты здесь — молодые динамичные семьи с несколькими детьми. Родителям в среднем 30–40 лет, при этом глава семейства регулярно выезжает в столицу на работу, а мама может быть занята удаленно.
Интересно, что около 40% покупателей загородной недвижимости в «новой Москве» согласны продать имеющуюся у них квартиру, но в ситуации общего снижения ликвидности городского жилья до совершения сделки доходит только 15–20%. В целом, свободные средства есть не более чем у пятой части покупателей, большинству же требуется ипотека».