Цены на аренду магазинов стрит-ретейла в центре столицы упали в пять раз за пять лет. Причиной снижения брокеры по коммерческой недвижимости называют градостроительные нововведения.
Ставки аренды магазинов формата стрит-ретейла на улицах в центре Москвы снизились в среднем в пять раз с 2011 года. Если пять лет назад стоимость аренды магазинов на таких улицах, как Тверская и Арбат, колебалась в пределах $8–10 тыс. за 1 кв. м в год, то в 2016 году она снизилась до $0,9–3,4 тыс. (около 60–220 тыс. руб.). Об этом говорится в исследовании рынка торговой недвижимости Москвы за пять лет, подготовленном международной консалтинговой компанией Knight Frank.
Существенное влияние на рынок стрит-ретейла центра Москвы оказали введение платной парковки или ее запрет, а также развитие пешеходных зон и ряд других градостроительных новшеств, говорит директор направления стрит-ретейла Knight Frank Виктория Камлюк. Эти факторы также привели к росту количества уличных торговых помещений внутри Садового кольца: за пять лет общий объем помещений стрит-ретейла в этой зоне вырос на 75,5 тыс. кв. м — до 525,5 тыс. кв. м.
Основной прирост торговых площадей, по оценке Knight Frank, произошел за счет изменения планировок существующего фонда помещений, строительства жилых домов и бизнес-центров, первые этажи которых отводились под торговлю. Также новые площади появлялись в результате перевода помещений из жилого фонда в нежилой.
За пять лет в центре Москвы изменился также профиль основных арендаторов помещений стрит-ретейла: fashion-операторы уступили место предприятиям общественного питания, отмечается в исследовании Knight Frank. Сегодня рестораны и кафе занимают 36% помещений стрит-ретейла в центре Москвы и 54,3% — на пешеходных улицах, операторы одежды — 5% и 12,5% соответственно. В исследовании отмечается, что в 2011 году на сегмент общественного питания приходилось не более 19% суммарного объема торговых площадей в центре столицы, в то время как доля операторов профиля «одежда и обувь» достигала 21%.
В течение пяти лет поменялись и улицы-лидеры. Если в 2011 году самым популярным для открытия магазина стрит-ретейла был Арбат, то в 2016-м он отдал первенство маршруту Рождественка — Кузнецкий Мост — Камергерский переулок. Сейчас явного лидера среди торговых коридоров нет, пока игроки рынка наблюдают изменения, связанные с транспортной логистикой и дальнейшими планами властей по развитию городской среды, считает Виктория Камлюк. «Сегодня находимся в острой фазе трансформации рынка стрит-ретейла: идет активная ротация арендаторов, улицы то теряют, то снова восстанавливают свои позиции, появляются новые форматы ретейла, заинтересованные в помещениях уличной торговли», — резюмирует Виктория Камлюк.
Ставки аренды на помещения стрит-ретейла на торговых улицах внутри Садового кольца
Расположение
|
Улица
|
Ставка аренды (руб./кв.м/год)
|
Торговые улицы с наиболее высокими ставками аренды внутри Садового кольца
|
Столешников пер.
|
150 000–220 000
|
Петровка
|
70 000–120 000
|
Камергерский пер.
|
60 000–180 000
|
Кузнецкий Мост
|
60 000–180 000
|
Тверская (от Охотного Ряда до Пушкинской площади)
|
100 000–140 000
|
Остальные улицы внутри Садового кольца
|
Никольская
|
70 000–120 000
|
Арбат
|
55 000–125 000
|
Новый Арбат (нечетная сторона)
|
50 000–110 000
|
Мясницкая
|
60 000–100 000
|
Садовое кольцо
|
Валовая, Земляной Вал, Смоленский б-р
|
30 000–90 000
|
Основные транспортные магистрали
|
Ленинградский пр-т, Ленинский пр-т, Комсомольский пр-т, Кутузовский пр-т
|
30 000–115 000
|
Данные Knight Frank
|