Эксперты раскритиковали намерение властей ввести обязательное лицензирование управляющих компаний. По их словам, управленческая деятельность вообще не подлежит лицензированию, а объективность членов лицензионной комиссии также будет весьма сомнительна. Зато в результате с рынка будут выдавлены мелкие и средние компании сферы ЖКХ, а рынок будет поделен между крупными фирмами, контролируемыми чиновничеством.
Как уточнили в пресс-службе Минстроя России, для того, чтобы получить лицензию, руководителю управляющей компании нужно сдать экзамен на знание жилищного законодательства в форме компьютерного тестирования, и сдать на проверку документацию. Квалификационный экзамен главам управляющих компаний необходимо сдать до середины марта 2015 года, а до 1 апреля – подать заявку на получение лицензии.
Лицензирование подразумевает также создание так называемой лицензионной комиссии, которая будет проверять, насколько работа управляющей компании соответствует выданной ей лицензии. Если компания получит два и более
взыскания по одному дому, она лишается права им управлять, а если таких домов набирается более 15% от общей площади, то управляющая компания останется без лицензии и будет вынуждена покинуть рынок. При этом эксперты отмечают, что уже сейчас некоторым управляющим компаниям приходится ежемесячно выдерживать до 60 проверок от 15 контролирующих организаций. А управляющим компаниям, работающим со старыми домами, где проблемы возникают регулярно, придется просто отказаться от их обслуживания или уйти с рынка.
В свою очередь, председатель союза Жилищных организаций Москвы Константин Крохин отмечает, что лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с безопасностью окружающей среды и здоровья граждан, но не управленческая деятельность. По его словам, для получения лицензии недобросовестные компании могут создать видимость эффективных, чтобы после продолжать наживаться на гражданах. Кроме того, в состав комиссии войдут зависимые лица, которые являются собственниками управляющих организаций, и непредвзятость их работы также может оказаться весьма сомнительной.
Эксперты опасаются, что лицензирование станет толчком для рейдерского передела рынка в пользу крупных управляющих компаний, связанных с местной элитой. В пользу этого говорит и постепенное ущемление в правах ТСЖ, созданных самими жильцами: чтобы создать ТСЖ, требуются подписи всех собственников многоквартирного дома, а в случае с управляющей компанией хватит всего двух подписей. Теоретически жильцы смогут наложить вето на решение о смене компании, однако это также требует проведения собрания и сбора подписей. А значит, этим правом будет пользоваться лишь малая часть собственников.
Источник