1 июля к Москве присоединяются новые территории. Уже почти год депутаты
Московской городской Думы работают над связанными с этим изменениями
законодательства. В частности, существенно меняются структура и форма
работы органов местного самоуправления. О том, как идет эта работа, и о
том, что необходимо сделать в ближайшей и долгосрочной перспективе,
рассказывает председатель Московской городской Думы Владимир ПЛАТОНОВ.
- Сейчас органам местного самоуправления передается достаточно
много полномочий. В чем, на ваш взгляд, будут отличия между полномочиями
на «старых» и «новых» московских территориях? И чем вообще вызвана
необходимость сейчас делиться властью с органами местного
самоуправления?
- Много или мало передается полномочий органам местного самоуправления,
вопрос важный, но, думаю, достаточно субъективный. На встречах с
депутатами органов местного самоуправления звучало мнение, что мало, что
нужно передать в муниципалитеты вообще всю власть, упразднив префектуры
и управы. С другой стороны, слышны сомнения: стоит ли вообще передавать
что-либо местному самоуправлению, где гарантии, что все это будет
выполнено, не пострадают ли граждане?
Уверен - сейчас мы делаем верный шаг в продолжение важной и многолетней
работы. И у московских органов местного самоуправления появляется
возможность реально проявлять себя не на словах, а в деле.
Когда Сергей Собянин только стал мэром, он сразу заявил, что обязательно
сделает предложения по реформированию местного самоуправления. И
сегодня это обещание исполнено. Мэр встречался в первую очередь с
представителями органов местного самоуправления. Рассказал, какие
полномочия планируется передать. Потом был разработан законопроект,
который политические заявления, политические обещания мэра реализует
через внесение изменений в столичное законодательство. Сейчас этот
документ будет рассматриваться в Московской городской Думе. Так что все
логично, все последовательно.
Органы местного самоуправления будут наделены весьма значительными
полномочиями. Они будут определять очередность выполнения работ на
территориях, связанных с капитальным и текущим ремонтом, будут принимать
решения о строительстве некапитальных объектов до полутора тысяч
квадратных метров. Им даются довольно широкие контрольные полномочия в
отношении объектов городской инфраструктуры, находящихся на их
территории. В том числе они могут выражать недоверие главе района.
- Вы сказали про единство городского хозяйства. В Москве теперь
будут три формы местного самоуправления с разным набором полномочий.
Насколько это скажется на управляемости городом и на единстве городского
хозяйства? Ведь одни и те же полномочия где-то будут осуществлять
органы государственной власти, а где-то - органы местного
самоуправления.
- Существует одна система местного самоуправления. Просто у разных
районов будут разные полномочия. Больше того, и на вновь присоединенных
территориях каждый район своеобразен. В дальнейшем это будет
корректироваться взаимоотношениями между конкретным районом и городом -
что они оставляют себе, а что передают. И по Конституции, и по
Федеральному закону органы местного самоуправления самостоятельны и сами
решают, какие полномочия они делегируют органам государственной власти.
Поэтому здесь соблюдаются все конституционные правовые институты,
гарантирующие, что местное самоуправление самостоятельно, и что депутаты
сами решают, что выполняют, а какие полномочия передают.
- Чем обусловлены недавние поправки, позволяющие отозвать полномочия у тех, кто с ними не справляется?
- Конечно, городские власти будут внимательно следить за тем, как
исполняются переданные полномочия. И если кто-то не справится, будут
приниматься конкретные решения. Например, избрали орган власти. А он не
может провести организационное собрание. Конечно, если орган власти не
умеет работать, будет принято соответствующее решение и введено
городское управление. Это индивидуальная работа. У органов местного
самоуправления есть возможность проявлять себя не на словах, а на деле.
Безусловно, она была и раньше, но теперь диапазон становится шире.
- Сейчас этот вопрос много обсуждается. Передаются полномочия,
например, в области строительства. В настоящее время существует
департамент, где работают специалисты. И их достаточно. А хватит ли их
на 146 районов, чтобы в каждом профессионально принимать решения?
- Передача полномочий будет проводиться так, чтобы не разрушать единое
городское хозяйство. Процесс этот длительный и небыстрый. Районы
столицы, в которых действуют органы местного самоуправления, являются
составными частями единого городского пространства. И невозможно
разделить на 125 частей транспорт, здравоохранение, образование и многое
другое, в этом специфика управления мегаполисом.
Кроме того, все это будет происходить в рамках действующего
законодательства. То же разрешение на строительство выдается на
основании Градостроительного кодекса, Генерального плана, других
документов. И даже если муниципальные депутаты захотят построить
небоскреб на том месте, где Генпланом определена малоэтажная застройка,
они этого сделать не смогут. Потому что уже федеральным и городским
законодательством определены те рамки, внутри которых они могут
принимать решения.
Что касается контрольных функций, лучше них никто не знает, какому
руководителю какой задать вопрос. Им не надо что-то готовить, изучать
документы и так далее. Люди живут «на земле» и знают, что и где нужно
сделать.
- Когда принималось решение о присоединении к Москве новых
территорий, говорили о том, что будут сохранены все функции и полномочия
органов местного самоуправления. Насколько это удалось?
- Мы гарантировали, что органы власти продолжат свою работу на срок
полномочий, на который жители их избрали. И что у них не будут
отбираться полномочия. Налоговые поступления не будут уменьшаться, а
финансовая составляющая не будет ниже, а будет только выше. И все эти
обязательства не только продекларированы, но уже исполняются.
Посмотрите, сколько за последнее время мы внесли изменений в Устав и
другие законы города! Все оставшиеся необходимые изменения мы примем до 1
июля.
- Сколько всего законов нужно изменить?
- Сейчас точно этого сказать нельзя. По мере развития событий их число
меняется. Например, мы сейчас столкнулись с тем, что есть проблемы у
нотариусов. Самое главное, что для жителей проблем не будет, потому что с
1 июля вся эта территория войдет в территорию Москвы. А в Москве единый
нотариальный округ. Но изменения в действующее законодательство вносить
надо.
- То есть эта работа 1 июля не остановится? Жизнь покажет, что еще надо будет в дальнейшем менять?
- Возможно, что-то возникнет. Но все основные законы, которые с 1 июля
делают территорию Московской области территорией Москвы не только
де-юре, но и де-факто, приняты.
- Руководитель Департамента финансов Москвы Вера Чистова
говорила, что к 2014 году доходы жителей присоединяемых районов
сравняются с доходами сегодняшних москвичей. Не потеряют ли все жители
Москвы в социальных обязательствах города ради выравнивания доходов?
- Нет. Такое исключено. На присоединяемых территориях сегодня живут 225
тысяч человек. Не все они обездоленные и нуждаются в мощной социальной
поддержке. На этой территории живут самодостаточные люди, работают
предприятия, органы власти. К примеру, Троицк - это ведь город
высочайшего интеллектуального потенциала, с мощнейшей научной базой. Не
стоит считать, что к нам присоединяют нахлебников, и мы, обделяя себя,
начинаем их кормить.
Да, в силу объективных причин некоторые показатели у них ниже. Но мы эту ситуацию будем выравнивать.
- Каковы дальнейшие действия столичных властей? Как планируется
развивать присоединяемые территории? Будут ли там отличия от
«традиционной» Москвы, например, в застройке, в развитии транспортной и
социальной инфраструктуры? Когда и как будет меняться Генплан города?
- Как только прозвучала политическая воля о присоединении к Москве новых
территорий, мы приняли закон, который дает жителям гарантии сохранения
всего того, что у них сейчас есть.
Этим мы защитили людей от возможности политического шантажа. Дескать,
сейчас вас к Москве присоединят, и все пойдет под каток. Асфальт,
небоскребы. Вас всех выгонят, выселят. Мы фазу дали понять гражданам,
что такого не будет. Мы с первых шагов делаем тех людей, которые там
живут или работают, активными сторонниками этого процесса.
Сейчас 10 творческих коллективов разрабатывают концепцию развития
Москвы. Не новых территорий, а Москвы с учетом присоединения новых
территорий. Из них будет выбрано все лучшее, и потом появится
окончательный проект, который пройдет и общественные слушания, и
обсуждения в парламенте. Уже с учетом его мы будем вносить изменения в
Генеральный план. Кстати, благодаря новым территориям существенно
снижается плотность населения в Москве. Пока только математически с 1
июля плотность уменьшится почти в два раза.
- Из этого вытекает другая проблема. Москва почти в три раза
увеличивает свою площадь. Что нужно предпринять, чтобы обеспечить
москвичам нормальную транспортную доступность различных частей города?
Или он со временем превратится в обособленные анклавы просто потому, что
невозможно будет добраться из одного конца в другой? Сейчас на метро
путь от «Митино» до «Щелковской» занимает 65 минут, от «Алтуфьево» до
«Бунинской аллеи» - 71 минуту. А сколько времени будут проводить в
дороге москвичи после увеличения территории втрое?
- Развитие города - это, в том числе, и задача дать людям возможность
поехать в музей на другой конец города или в театр на спектакль, на
выставку. А работа или учеба должны быть близко от дома. Поэтому и
федеральная власть заявила, что присоединяемую территорию будут
осваивать должностные лица. Там будут строиться не только помещения для
органов власти, но и жилье для сотрудников, что, в свою очередь,
позволит разгрузить исторический центр города. Уверен, ни один человек
не захочет от границы Калужской области ехать на работу в Куркино или
Гольяново. Он будет делать все возможное, и мы, власти, будем делать все
возможное, чтобы обеспечить его работой на месте. Но поехать с любой
территории в гости или на какое-то мероприятие - считаю, вполне
возможно. Да, расстояния большие. И одна из первых задач в этом
направлении - развитие транспорта и строительство скоростных трасс.
- То есть новая территория будет осваиваться комплексно, будет
не только строиться жилье, но и создаваться рядом с ним рабочие места?
- Конечно. Решение обязательно должно быть комплексным. И те новые
концепции, которые сейчас разрабатываются, также учитывают все
комплексно - и проживание, и работу, и транспорт, и экологию, и
множество других факторов.
- Понятно, что совершенствоваться можно до бесконечности. Но
сколько времени, на ваш взгляд, потребуется, чтобы новые территории не
только де-юре, но и де-факто стали Москвой, чтобы полностью
интегрировать их в город?
- Еще раз повторюсь: к нам присоединяется не пустыня. К нам
присоединяется регион, который находится близко к Москве. Он
развивается, имеет свою инфраструктуру. Может быть, не такую
совершенную, как в Москве. Но ее развитие - уже наша задача. Конечно,
потребуются и серьезные вложения. Это и транспорт, и коммуникации, и
социальная инфраструктура. Но этих денег не жалко, ведь они будут
вкладываться в будущее нашего города.
Беседу вел Владислав КИСЕЛЕВ Тверская 13, 28.06.2012 |