Строительство ветки метро в новую Москву может быть приостановлено из-за роста курса доллара. Китайские инвесторы, которые были готовы вложиться в проект, настаивают на том, чтобы расчеты с ними производились исключительно в твердой валюте. Если столичные власти не сумеют договориться с ними о переводе расчетов в рубли, то это может негативно сказаться на развитии одной из главных точек роста на присоединенных территориях. При этом в стройкомплексе столицы заявляют, что метро будет построено точно в срок и независимо от результатов переговоров с китайскими партнерами.
К строительству новой ветки метрополитена от станции «Улица Новаторов» Третьего пересадочного контура до станции «Столбово» в Коммунарке планировалось приступить в начале 2015 года. Как ранее отмечали столичные власти, это необходимо для того, чтобы успеть построить ее к концу 2017 года. Такой срок был обозначен в меморандуме, подписанном заместителем мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Маратом Хуснуллиным с китайскими инвесторами в ходе визита делегации столичного правительства в Поднебесную в мае 2014 года. В строительстве ветки планировалось задействовать двух инвесторов – Международный инвестиционный фонд China International Fund Limited и China Railway Construction Corporation Limited (CRCC) – вторую компанию в Китае по объему строительных работ.
Согласно трассировке на новой ветке метро планируется построить семь станций – это «Улица Новаторов», «Улица академика Опарина», «Улица генерала Тюленева», «Мамыри», «Коммунарка», «Столбово» и еще одна около МКАД (название этой станции столичные власти пока не озвучили).
Китайские партнеры должны были вложить около 2 млрд долларов в строительство метрополитена, после чего возвести и реализовать порядка 2 млн кв. метров коммерческой и жилой недвижимости вдоль этой ветки и тем самым окупить вложенные деньги. Как ранее отмечал Марат Хуснуллин, основная часть этой недвижимости должна была появиться в Коммунарке, где власти города решили создать одну из главных точек роста на присоединенных территориях. Там планируется организовать около 200 тыс. рабочих мест и построить в общей сложности порядка 3 млн кв. метров недвижимости. Общая сумма китайских инвестиций, таким образом, составила бы около 6–7 млрд долларов.
Однако, как рассказал Марат Хуснуллин, «из-за роста курса доллара проект строительства ветки метро немного приостановили». Московские власти планировали рассчитываться по проекту в рублях, а китайские строители – в долларах.
Впрочем, эксперты подозревают, что не только падение рубля могло стать причиной снижения интереса китайских компаний к строительству московского метро. «Если контракт зафиксирован в рублях, то, конечно, потери на росте курса могут составлять около 30%. Это уже веская причина для его расторжения. Что касается требований китайцев о привязке расчетов к курсу доллара, это выглядит логично с учетом того, что доллар остается основной расчетной валютой. Кстати, и юань вырос к рублю на 15% за последние 20 дней», – отметила директор бизнес-направления «Недвижимость» компании Pro Consulting Global Limited Наталья Круглова. По ее словам, китайские компании отказались за последние дни не только от строительства метро, но и от участия в застройке территории ЗИЛа: «Полагаю, что эти события взаимосвязаны: китайцы извес-тны своей коллегиальностью. Если считать, что объявленная причина про рост курса доллара является реальной, то остается предположить, что их контракт либо был зафиксирован в рубле и лишь номинально объявлен в долларе, либо себестоимость стройматериалов так выросла за счет роста курса, что маржа китайских строителей существенно изменилась. Или напрашивается вывод о некой иной причине расторжения обоих контрактов».
Светлана Беляева, заместитель генерального директора, руководитель департамента инвестиций компании Stroytech, рассказала корреспонденту «Московской перспективы», что китайцы могли испугаться того, что не смогут выгодно и быстро реализовать квадратные метры в новой Москве. Ситуация на рынке коммерческой недвижимости сегодня такова, что количество свободных площадей растет, а арендные ставки падают. Так, по данным консалтинговой компании RRG, только в октябре объем предложения вырос на 8%, а ставка снизилась на 5%. В частности, в сегменте торговой недвижимости объем предложения в октябре вырос на 13%, а стоимость аренды квадратного метра в среднем по городу упала на 10%. «Динамика в ближайшее время сохранится, – отметила Светлана Беляева. – Думаю, что такая ситуация могла отпугнуть инвесторов, которым сложно прогнозировать, будет ли спрос на квадратные метры через несколько лет». Также она считает, что китайцы могут испугаться сбоев в поставках оборудования для станций метро в условиях экономических санкций, а это может привести к несоблюдению сроков сдачи объектов.
Опрошенные корреспондентом «МП» эксперты сошлись во мнении, что властям столицы необходимо найти компромисс с китайцами. «Потеря одного крупного китайского контракта будет стоить Москве потери остальных. Учитывая узость круга потенциальных партнеров на подобные инфраструктурные и просто длинные и крупные проекты, это будет очень чувствительно для Москвы. Соответственно надо пытаться договориться, поскольку лучших альтернатив не видно. Ведь приостановка инвестиционной программы фактически означает замораживание программы создания экономических мультипликаторов для конкретной территории», – считает Наталья Круглова.
По мнению Светланы Беляевой, найти других инвесторов для строительства ветки метро в Коммунарку в нынешних экономических условиях крайне сложно: «Длинных денег у российских компаний нет, а иностранные не готовы вкладываться».
Впрочем, как подчеркивает Марат Хуснуллин, несмотря ни на что «работа не останавливается, проектирование ветки метро в Коммунарку ведется в плановом режиме согласно графику: «Вся документация разрабатывается за счет бюджета города. Необходимо утвердить стоимость работ в соответствии с изменениями курса валют». По его словам, проект находится в высокой степени готовности. Уже имеется трассировка и техническая документация, а также определены земельные участки под строительство. По словам Марата Хуснуллина, метро будет построено в срок независимо от результатов переговоров.
КОНТЕКСТ
Инвесторы из Китая вынуждены были отказаться от участия в торгах по продаже одного из участков промзоны «ЗИЛ». По словам Марата Хуснуллина, причиной отказа стало удорожание проекта на 30%, которое произошло в связи с резким ростом курса доллара. Напомним, компания Dalian Wanda Group согласилась участвовать в этих торгах в начале осени 2014 года. Для развития участка ей потребовалось бы порядка 1 трлн рублей (27 млрд долларов по старому курсу). Как отметил Марат Хуснуллин, сейчас городские власти не предпринимают никаких действий по поиску новых инвесторов для застройки участка на территории ЗИЛа: «Мы продолжаем вести переговоры с китайскими партнерами. Точка в них пока не поставлена».