Будет ли в подъезде консьерж - решать, конечно, жильцам. А они нередко думают, что консьержи целыми сутками бездельничают, болтают по
телефону и временами зачем-то пытаются заглянуть в чужие сумки. Но
работу консьержей необходимо организовывать. Если к этому подойти
ответственно, то дежурный по подъезду будет отсеивать подозрительных
визитеров, следить за чистотой, общаться с представителями управляющей
компании и правоохранительных органов, донесет до отсутствующих жильцов
информацию о последних решениях ТСЖ. Конечно, не в каждом подъезде можно посадить консьержа - например, в
классической «хрущевке» ему делать нечего, он просто не поместится на
тесной лестничной клетке. Ну а если с пространством все в порядке, любой
собственник квартиры может выступить с инициативой о введении должности
консьержа. Такое право закреплено за владельцами жилой недвижимости –
п. 2 ст. 45 Жилищного Кодекса РФ.
Чаще всего предложение о введении должности консьержа выдвигает
управляющая компания или инициативная группа жильцов-активистов. Но
окончательное решение должно быть принято только на общем собрании
собственников, которое может проводиться как очно, так и заочно. Для
признания собрания правомочным необходимо, чтобы в нем приняли участие
более 50% собственников. Решение принимается (или отклоняется)
абсолютным большинством голосов, причем оно должно быть оформлено по
всем правилам – нужен протокол, в котором поквартирно перечислены
собственники и поставлены их подписи.
Кто нанимает консьержа?
Зарплату консьержу платят жильцы. Именно поэтому предложение о введении
должности консьержа может вызвать жаркие споры. Да и потом возникают
конфликтные ситуации: несмотря на решение большинства, противники
приглашения дежурного по подъезду порой элементарно отказываются вносить
деньги для оплаты его работы. Поэтому лучше заранее оговорить все
возможные проблемы, чтобы избежать открытого конфликта.
Например, пенсионерам и просто малообеспеченным людям довольно сложно
выкроить средства на оплату консьержа из своего скудного бюджета.
Наверное, стоит предложить этим людям компромисс? Возможно, они могли бы
иногда подменять консьержа или сделать еще что-то – например, украсить
подъезд к празднику? А может быть, кто-то из этих людей сам согласился
бы поработать дежурным по собственному подъезду.
Собственникам квартир необходимо знать, что ни ТСЖ, ни управляющая
компания не имеют права самовольно поднимать оплату за услуги
консьержей. Повышение оплаты их труда находится исключительно в
компетенции общего собрания собственников жилья. Оно же определяет
порядок и способ оплаты.
В некоторых случаях можно рассчитывать на содействие городских властей.
Это возможно, если в подъезде есть специальное помещение для дежурного,
оборудованное за счет бюджета, и в то же время отсутствуют системы
видеонаблюдения. Например, правительство Москвы в 2009 году приняло
постановление «Об утверждении расходов на содержание дежурного по
подъезду», согласно которому на подъезд в месяц выделяется 18 763 рубля
(это сумма с учетом НДС), но только при условии, что в подъезде
действительно есть консьерж.
Как это выглядит в реальности?
Конечно, не все 18 763 рубля идут на оплату труда дежурного по
подъезду, ему из этой суммы причитается только 11 692 рубля 43 копейки.
Текущее российское законодательство предполагает, что право охранять
подъезды должно присваиваться на конкурсной основе, а конкурсы обязаны
проводить инженерные службы районов. По итогам конкурсов заключаются
договоры на охрану подъездов. Но эта система более-менее действует лишь в
том случае, если в подъезде работает один дежурный, причем он выполняет
свои обязанности пять дней в неделю и в одну смену. Очевидно, что этого
недостаточно, и на организацию посменного дежурства деньги все равно
собираются с жильцов.
Также известны случаи, когда организации, выигравшие конкурсы,
присваивали часть бюджетных средств. На оставшиеся деньги они нанимали
старушек, которые были элементарно не в состоянии справиться с
внушительным списком обязанностей. Поэтому во многих городах
предпринимаются меры, направленные на улучшение ситуации и создание
более прозрачных форм найма и оплаты труда консьержей. В Москве теперь
фонд рабочей платы дежурных по подъезду должен формироваться из средств
управляющей компании. Соответственно, компании должны получать помощь из
бюджета, над расходом бюджетных денег должен быть установлен строгий
контроль, а зарплата консьержей должна индексироваться с учетом
инфляции.
При этом субсидию будут давать не каждой управляющей компании, а только
той, которая выполнит ряд условий: надлежащим образом оборудует
помещение для дежурного и сможет предъявить официальный трудовой договор
между компанией и консьержем. Также помощь из бюджета будет
выплачиваться лишь в том случае, если в подъездах не установлено
оборудование для видеонаблюдения.
Каким мы хотим видеть консьержа?
Людям, выступающим против введения в их подъезде должности консьержа,
стоит задуматься: может, им не нравится не сама идея, а конкретный
человек? Действительно, если дежурный по подъезду большую часть дня
ведет пустопорожние разговоры, скорее всего, его лучше заменить на более
эффективного.
Каким должен быть консьерж? Ответственным, дисциплинированным,
внимательным. Он обязан следовать установленному графику работы. Многим
не нравятся именно пожилые женщины на посту дежурного по подъезду, но
бывает и наоборот: как раз почтенного возраста дама с небывалым рвением
трудится на этой должности, особенно если она работает консьержем в
собственном доме.
Чтобы сделать работу консьержа более эффективной, ему нужно
организовать соответствующее рабочее место. Это должно быть помещение с
телефоном, санузлом и «тревожной кнопкой». Возможно, жильцы сами
предложат что-то из мебели или бытовой техники, желая сделать рабочее
место дежурного по подъезду более комфортным. Управляющая компания или
ДЕЗ вполне в состоянии оборудовать такое помещение.
Желательно, чтобы у консьержа был полный поименный список жильцов с
телефонами, и любого из них можно было оповестить в случае чрезвычайной
ситуации. Также важна и обратная связь: жильцы могут сообщать дежурному о
том, что они уезжают в отпуск, ждут большое число гостей, заказали
доставку крупногабаритного груза, планируют делать ремонт, сдают
квартиру в аренду и т. д.
Некоторые управляющие компании, стараясь идти в ногу со временем, даже
пробуют организовать доставку товаров через дежурных по подъезду. Но не
стоит забывать об основных обязанностях консьержа – их и так немало, так
что, может быть, подобные услуги окажутся лишними, ведь они могут
помешать консьержу нормально выполнять свою работу.
У дежурного по подъезду должна быть должностная инструкция. Обычно она
разрабатывается с учетом потребностей конкретных домов и подъездов. В
некоторых городах существует примерное положение об обязанностях
консьержа.
Что должен знать и уметь хороший консьерж? Основной список очевиден:
знать жильцов подъезда в лицо, внимательно следить за тем, кто входит в
подъезд, при необходимости препятствовать проникновению в дом
посторонних лиц, оперативно реагировать на любую подозрительную
ситуацию, сообщать в соответствующие службы о чрезвычайных
происшествиях. Также он должен контролировать погрузку крупногабаритных
вещей в лифт, заменять лампы на лестничных площадках или сообщать о
такой необходимости в управляющую компанию, иметь специальный журнал, в
котором фиксируются все обращения жильцов, визиты аварийных служб и
полиции, чрезвычайные ситуации и т. д. Крайне желательно, чтобы консьерж
следил не только за своим подъездом, но и за автомобильной парковкой,
придомовым освещением, состоянием детской площадки, а в теплое время
года – наблюдал за порядком во дворе и препятствовал шумным сборищам.
Именно консьерж может своевременно сообщать жильцам информацию о месте и
времени проведения очередного собрания, об отключении воды, организации
публичных слушаний и т. д. Он должен выполнять свою работу в тесном
взаимодействии с ТСЖ или управляющей компанией, участковым полицейским,
представителями других организаций и служб.
Вернемся к тому, с чего начинали: на вопрос «доверять свой подъезд
консьержу или нет» могут ответить только жильцы. Неопрятный и грубый
дежурный, проводящий много времени за болтовней по телефону, просмотром
телевизора в служебном помещении или, что гораздо хуже, распитием
алкогольных напитков, никому не нужен. На него стоит пожаловаться в
управляющую компанию.
Для отказа от услуг дежурного по подъезду предусмотрена та же
процедура, что и для введения его должности, – общее собрание
собственников. Но, может быть, не нужно торопиться? Не лучше ли
постараться вместо неэффективного консьержа найти другого, более
ответственного? Практика показывает, что дежурство по подъезду более
результативно, чем видеонаблюдение и патрулирование территории
сотрудниками охранных предприятий.
Лучше всего в пользу консьержа скажут ощутимые плоды его действий:
ухоженный подъезд, отсутствие посторонних, своевременное решение
коммунальных проблем и т. д.
Если вы, открыв дверь подъезда, ощущаете комфорт и покой – значит,
дежурный хорошо выполняет свою работу, а вы не зря приняли решение в его
пользу и согласились оплачивать его труд.
Источник